Установлены новые механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров

Ақпарат Қоғам Құқық

 

1 июля 2021 года будет введён в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Это новый документ для нашей правовой системы направленный на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, в том числе организацией внутриведомственной деятельности государственных органов, а также административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления. 

«В настоящее время в публично-правовых спорах граждане находятся в неравных условиях, их возможности несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата» отметил Глава государства в своём послании народу Казахстана и обозначил необходимость внедрения административной юстиции. 

Для решения этих задач Министерство юстиции и Верховный суд Республики Казахстан разработали проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК)

Кодекс закрепляет совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Он также устанавливает эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров вышестоящим органом и органами судебной власти.

«Административный орган» и «административный акт» будут играть ключевую роль в установлении административной процедуры, соответствующей международным стандартам. 

Так, согласно АППК административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры. 

Результатом административной процедуры будет являться административный акт, то есть решение, принимаемое административным органом или действие (бездействие) административного органа, не связанное с принятием административного акта. 

Административная процедура может быть начата на основании обращения заявителя (по заявлению или жалобе) либо по инициативе самого административного органа. 

Устанавливаются требования, предъявляемые к заявлению. 

При допущении формальных ошибок в заявлении предусматривается обязанность административного органа в оказании содействии  по их устранению. 

Закрепляется обязанность административного органа предоставить право лицу быть заслушанным перед принятием неблагоприятного административного акта. 

Административный акт, действие административного органа (несвязанное с вынесением административного акта) или отказ от его принятия должны быть обжалованы заявителем в вышестоящем административном органе. Жалоба на административный акт административного органа, не имеющего вышестоящего органа, подается в суд. 

АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснением обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы. Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованием необходимых материалов у компетентных органов, приглашению свидетелей и др. 

В данном контексте введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля.  

Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме письменного административного акта. 

В случае неудовлетворения жалобы лицо вправе обжаловать  административный акт, действие (бездействие) административного органа в административном суде. 

Модель административного судопроизводства, предусмотренная АППК, предполагает создание новых специализированных административных судов в крупных городах и областных центрах (всего 21 суд) для рассмотрения публично-правовых споров 

Это международная практика, в странах, где административная юстиция состоялась, такие споры рассматриваются в обособленных административных судах.

При этом действующие административные суды, рассматривающие дела по Кодексу об административных правонарушениях, будут подлежать переименованию – их новое название «Специализированные районные и приравненные к ним суды по административным правонарушениям».

Внедрение административной юстиции предполагает широкое вовлечение населения в процедуры государственного администрирования не только в качестве субъекта подчинения, но и как равноправного партнера, обладающего набором легитимных правовых инструментов для реализации своих прав и свобод.

Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно. Также вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов.

В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения для обеспечения своевременного исполнения их требований.

Кодекс предполагает внесение поправок в 75 законодательных актов, десять из которых – кодексы.

В заключение необходимо отметить, что возможны негативные последствия от принятия АППК в виде значительного увеличения объема досудебного обжалования и исков в суд. 

Это неизбежные процессы, с которыми сталкиваются все страны, впервые принявшие аналогичные законодательные акты, однако это стимулировало административные органы в обеспечении надлежащего рассмотрения обращений лиц и принятия законных и обоснованных решений.

В качестве примера можно привести опыт Латвии, где после принятия Административно-процессуального закона в 2004 году также был большой поток жалоб и исков, но по истечении определенного периода времени (около 5 лет) по информации эксперта GIZ — представителя Латвии объем подачи исков в административные суды сократился на 30-40%, поскольку административные органы обеспечивают качественное рассмотрение обращений лиц, тем самым повысив доверие общества к публичной власти.

В целом принятие АППК станет новой ступенью отношений между государством и обществом в соответствии с идеей правового государства, существенным шагом по обеспечению верховенства закона, а также благоприятно скажется на инвестиционном климате страны.

 

 

Руководитель отдела Департамента юстиции Туркестанской области Клышпаева Негина