Термин «креативная экономика» вошел в понятийный аппарат экомического сектора в 2000 г. с выходом статьи «The Creative Economy» в журнале BusinessWeek magazine К креативным индустриям относится ряд экономических видов деятельности, связанных с созданием и использованием новых идей, знаний и информации. В последующие несколько лет, этот феномен пользовался интересом научного сообществ и практиков и получил развитие и схожие термины такие как «креативная индустрия», «креативное общество», «креативный класс», «креативный кластер» в трудах Хоукинса , Хесмондхала и др. Однако истоки изучения экономических секторов и бизнеса основанного на идеях относятся r 60-м гг. 20 века.
На государственном и институциональном уровне феномен креативной экономики с введением понятия «креативные индустрия» был впервые реализован Великобританией в рамках Карты креативных индустрий Департамента культуры, медиа и спорта (DCMS) в 1998 г.
На сегодняшний момент единого понятийного аппарата и общепринятого согласия относительно точной дефиниции и перечня индустрий такого сектора не существует, однако развитие креативной экономики и креативных индустрий является приоритетом для многих стран по всему миру.
В Таблице 5 ниже представлен сравнительный анализ классификации креативных индустрий, проведенный казахстанским авторами Ф. Альжановой и Ф. Днишевым .
Креативная экономика и исследование ее особенностей послужило началом многим страновым и международным проектам. Так на основе концептуальных исследований Р. Флориды проводится международный рейтинг «Глобальный индекс креативности: рейтинг наиболее креативных городов и стран» . Наряду с этим с 2008 г. международное сообщество проводит исследования в рамках Доклада о креативной экономике[1], подготавливаемого при участии ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕСКО и ВОИС. Кроме того страны Европейского союза проводят рейтинг креативности городов в рамках Мониторинга культурных и креативных городов[2]. Методологии, на основании которых проводятся эти исследования, отличаются по ряду показателей, однако имеют схожую концептуальную основу.
Jsk информ