Такое решение было принято акимом города Муратом Айтеновым на встрече с бизнес-сообществом региона, организованной по инициативе Региональной палаты предпринимателей «Атамекен». Встреча прошла с участием отраслевых ассоциаций, правоохранительных и надзорных органов. Модератором встречи выступил председатель Регионального Совета Кайрат Молдасеитов. «Национальная палата «Атамекен» начала реализацию проекта по созданию экосистемы защиты предпринимательства. В рамках экосистемы планируется выработка предложений и рекомендаций, направленных на минимизацию фактов нарушений прав субъектов бизнеса и снижению излишних административных барьеров при осуществлении государственного регулирования. И потому встреча организуется для того, чтобы обсудить системные проблемы бизнеса, требующие решения в рамках экосистемы», — отметил Кайрат Молдасеитов. Как и сам бизнес Шымкента, вопросы предпринимателей затрагивали различные сферы. Большой ряд вопросов касался сферы архитектуры и строительства, системных проблем в сфере земельных отношений, сферы уголовного процесса и др. Генеральный директор ТОО «Корпорация «Береке-А» Еркинкуль Оспаналиева подняла проблему дефицита битума: «В текущем году в Шымкенте в сфере автодорожной отрасли реализуется 188 проектов. Планируется отремонтировать 268 км автомобильных улично-дорожной сети города. Потребность в битуме до конца года по городу Шымкент составляет 30 тыс.тонн.На сегодняшний день в ходе реализации ряда проектов по строительству, реконструкции, капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог, подрядные организации испытывают дефицит битума. Это может привести к срыву строительства и ремонта дорог, а подрядные организации не могут исполнить свои договорные обязательства. Сегодня подрядчики вынуждены покупать тонну битума за 210-220 тыс. тенге, в то время как цена на заводах-изготовителях – 135 тыс. тенге за тонну. Ежемесячная потребность только нашего предприятия составляет 1 тыс. тонн. Заводы-изготовители избегают заключения договоров прямых поставок, подрядные компании вынуждены работать с посредниками и трейдерами, которые сильно завышают стоимость», — отметила спикер. Строитель пояснила, куда девается отечественный битум: он экспортируется в Таджикистан и Узбекистан, тем самым оставляя местные предприятия без основного ресурса. В стране несколько битумных заводов производственной мощностью больше миллиона тонн сырья в год, но и этого недостаточно. «Еще летом в Минэнерго заверяли, что не допустят дефицита. Из-за нехватки битума строительство дорог может полностью приостановиться, в результате — люди останутся без работы, а подрядчики, в свою очередь, рискуют попасть в реестр недобросовестных поставщиков, так как нарушают сроки. Президент К.-Ж.К. Токаев в своем выступлении поручил к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95%, а Правительству взять данный вопрос под прямой контроль и окончательно решить проблему дефицита битума», отметила Е. Оспаналиева. Директор ТОО «Arnatex» Абылкасым Айтжан озвучил вопрос субаренды земельных участков в СЭЗ и ИЗ: «Согласно Закону от 3 апреля 2019 года «О специальных экономических и индустриальных зонах» земельные участки предоставляются в аренду управляющей компании СЭЗ. Управляющая компания, в свою очередь, передает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в субаренду участникам СЭЗ. В связи с этим, объекты, построенные на субарендованных земельных участках, не могут совершать сделки и передавать свои права другим пользователям согласно Земельного кодекса РК. Другими словами, при кредитовании предприятий банки второго уровня не рассматривают в качестве залога объекты, построенные на территориях СЭЗ. А значит, эти предприятия не имеют возможность получить кредиты для дальнейшего развития. Таким образом, вложенные многомилионные инвестиции находятся в бездействии, нарушаются права участников СЭЗ и ИЗ как инвесторов, осуществивших инвестиции в предпринимательскую деятельность» Вице-президент «Союза строителей Центральной Азии и Казахстана» Рахманали Оразбаев озвучил системные проблемы в сфере земельных отношений. «На сегодняшний день многие предприниматели не могут приобрести на аукционе земельный участок, который им необходим для расширения бизнеса, так как в городе отсутствует периодичность проведения аукционов. Например, за период 2018-2020 годы в городе Шымкент аукционы не проводились, в 2021-2022 году только по одному разу. И если в акимат поступило порядка 500 заявлений о предоставлении земельных участков, то на аукцион, проведенный в июле текущего года вынесено было лишь 12 участков», — отметил он. По его словам, то, что аукционы не проводятся, соответствующие управления объясняют нехваткой на территории города Шымкента готовых отводов земли для продажи на торгах. На официальном сайте акимата отсутствует открытый доступ к информации о наличии свободных земельных участков. Разрабатываемый Геопортал еще до конца не функциональный, и важные сведения для бизнеса, к примеру, наличие «красных линий», в Геопортале отсутствует. Нет полноценного доступа к получению актуальной, достоверной и полезной информации для граждан и на официальном интернет-ресурсе архитектуры. Заместитель директора ТОО «Аксу Корпорациясы» Даурен Тлеубаев подверг сомнению обоснованность установления в городе запрещающих дорожных знаков для проезда грузовых автомобилей. «В городе большая проблема для бизнеса — это передвижение грузовых автомобилей. Промышленные предприятия, производящие крупногабаритные изделия, такие как металлоконструкции, профнастил, металлоизделия и прочие товары, должны доставлять эти изделия до строящихся в черте города объектов. Однако эти предприятия ежедневно сталкиваются с проблемой передвижения грузовых машин из-за запрещающих знаков 3.4. «Движение грузовых автомобилей запрещено», установленных, на наш взгляд, необоснованно. К примеру, в 4 микрорайоне, где расположены несколько производств не имеют возможности проехать на наше предприятие для выгрузки и погрузки товара, что препятствует работе компаний. Во всех проездах установлены эти знаки, по сути, нам физически неоткуда попасть на производственную площадку. К нам приезжают и другие частные грузовые машины для загрузки товаров. Просим помочь в данной ситуации». Заместитель председателя Правления НПП «Атамекен»-директор Палаты предпринимателей города Шымкент Тимур Нахипбеков в выступлении озвучил самые распространенные системные вопросы, с которыми бизнес обращается в Палату. Наиболее топовые среди них — вопросы налогообложения, сферы земельных отношений, архитектуры, строительства. В среднем ежегодно в Палату предпринимателей г. Шымкент поступает порядка 200 обращений по линии защиты бизнеса. защиту прав субъектов бизнеса осуществляется в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и Антикором. «Сегодня НПП «Атамекен» начал реализацию нового проекта «Экосистема защиты бизнеса», который предусматривает проведение мероприятий по недопущению необоснованного вовлечения бизнеса в орбиту уголовного преследования. Кроме того для эффективного взаимодействия бизнеса и государства, оперативного решения проблем бизнеса, в Палате действуют 7 отраслевых комитетов, которые рассматривают на своих площадках системные вопросы предпринимательства. Предлагаю при акимате создать аналогичные совместные контактные группы по отраслям, которые непосредственно будут взаимодействовать с курирующими заместителями акима и управлениями», — отметил Тимур Нахипбеков. Аким города полностью поддержал инициативу и заявил о готовности вовлечения в данном вопросе. Встреча прошла в формате «открытого разговора», где предприниматели могли задать вопросы напрямую акиму и представителям других госорганов, высказать свое мнение, где-то получить решение озвученным проблемам от всех заинтересованных органов. Некоторые из поднятых вопросов аким города тут же направлял своим заместителям с поручением разобраться, а кое-кого из предпринимателей пригласил на личный прием. Отмечая полезность встречи и для бизнеса, и для власти, Мурат Айтенов предложил встречаться регулярно, в том числе с представителями микро и малого бизнеса.
Jsk информ